Недетские книги

Давно обратила внимание на то, что в наше время понятия "детский" и "взрослый" весьма размыты даже в литературе. Современные детские книги не очень-то похожи на классическую детскую литературу, к которой мы привыкли. Вопросы в них ставятся такие, каких раньше боялись, к примеру, в советской детской литературе ну очень неохотно упоминали о социальных проблемах, давящих на детей, о негативных сторонах коммуникации "ребёнок - родители", о детской жестокости и прочих "прелестях" детства золотого. В зарубежной детской литературе этого было побольше, но ненамного.
 

Наринэ Абгарян. Манюня.

Большой цикл рассказов о приключениях, шалостях и проказах четырех девчонок, написанных одной из них как воспоминания о детстве. Атмосфера – счастливая, солнечная, сказочная: маленький армянский городок, где все друг друга знают, весёлые и дружные семьи Абгарян и Кац, пребывающие в перманентном состоянии готовности к катастрофе в силу наличия в общей сложности 5 ядерных реакторов: Наринэ, Каринэ, Гаянэ, Сона и Манюня. Счастливое детство, чудесные добрые и заботливые родители Надя, Юра и Миша, бабушка Роза Иосифовна. Забавы, детские драки, городские происшествия, поездки в пионерский лагерь, к Чёрному морю и просто за город, в горы… Чем не детское чтение? Не детское. Совсем. Несмотря, что главные персонажи – дети. Не детское потому, что на всю эту счастливую детскую жизнь брошен взгляд взрослого человека.

Поэтому описано всё честно, но не для детского восприятия. Ведь развлекаются девчонки весьма своеобразно,  например, стреляют из заряженного ружья в школьного учителя, живущего в доме напротив. Книга начинена историями, смысл которых вряд ли вообще будет понятен детям, уже не говоря, что некоторые из них вообще не для детских ушей. А уж лексика бабушки Розы Иосифовны и её педагогические воззрения…

При всём этом книга  невероятно смешна, бытописание весьма дстоверно, образы героинь очень яркие и запоминающиеся, а истории о девочках зачастую просто сногсшибательны. Сериал, снятый по книге, получился ярким, нарядным и очень добрым. Вот его детям смотреть не возбраняется. Но книга – только для взрослых! Для детей - отдельные главы по строгому выбору. В общем, не детское это чтение.

                                                            30.05.2023г.


Таками Косюн. Королевская битва.
    Данное  произведение часто позиционируют как первое масштабное и глубокое раскрытие агрессивной сущности детей в литературе. Думается, что это не совсем так, поскольку "Повелителя мух" У. Голдинг написал всё-таки раньше. И тем не менее, по градусу жестокости, цинизма  и безжалостности с "Королевской битвой" сравнить что-либо сложно.
    Интересна уже сама концепция ситуации, заявленная автором в романе. Перед нами вымышленная страна под названием "Народная республика Дальневосточная Азия", правительство которой обеспокоено крайне криминогенными тенденциями развития общества, а именно катастрофическим ростом детской и подростковой преступности, отличающейся патологическим уровнем жестокости. В качестве борьбы с таковой правительство избирает в общем-то простой и действенный метод - превентивное уничтожение большинства детей и подростков страны. Причем, руками их самих.
    Посредством жребия каждый год выбирается определённое количество школьных классов, ученики которых полным составом вывозятся на некий остров. Каждый выбирает себе сумку с индивидуальным набором жизненно необходимых предметов: бутылка воды, булочка, карта местности и что-либо из атакующего или оборонительного предмета: нож, пистолет, серп, шокер, щит, бронежилет и т. д. У каждого своё. На шее у детей крепятся ошейники-взрывчатки. Каждые 24 часа кто-то из игроков должен быть убит, если этого не происходит, уничтожаются все сразу. Каждый день обозначается новая запретная зона, попав в которую игрок погибает - взрывается ошейник. В конечном итоге в живых остаётся только один, который и объявляется победителем.
    Вот такая веселая "Зарница". Усугубляет негативное психологическое воздействие на читателя тот факт, что главный герой романа Сюя Нанахара имеет план сплочения класса для попытки как-то изменить план устроителей игры, дать им отпор и, разумеется, ни в коем случае не становиться убийцами. Но у него ничего не получается. И не потому, что власть слишком сильна, а потому, что его одноклассникам это не нужно. Почти каждый из них не прочь убить сверстника и победить в игре. По сути, ничего в этом удивительного нет,  ведь больше половины класса - это члены подростковых банд, маргиналы с довольно высоким интеллектом. Кадзуо Кириями - главарь такой банды - изобретательно уничтожает всех своих "подельников", Красавица Мицуко Сома - воровка и душегубка - убивает в ходе романа семерых одноклассников, в том числе и лучшую подругу. Все эти дети хладнокровны, жестоки и бесчеловечны. А те, кто исповедует пацифизм и призывает к прекращению "игры", немедленно погибают, потому что их просто не хотят ни слышать, ни понимать.
    Конечно, главному герою романа Сюе Нанахаре удаётся не только выжить, но и спасти одноклассницу Норико, в которую был влюблён его погибший друг. Они добираются до города и растворяются в нём, помня, что их жизнь оплачена десятками погибших сверстников.
    Автор не раз упоминал, что в гипертрофированном формате отразил чрезвычайно беспокоящую его агрессивную жестокость современных подростков. Но при этом он отказывается исследовать её истоки, а описывает лишь последствия. И именно путешествия в причины столь негативных свойств растущего человека очень не хватает в книге. А в остальном роман даст 100 очков вперёд и "Повелителю мух", и раскрученным "Голодным играм" Сьюзен Коллинз.


Ирмгард Койн. Девочка, с которой детям не разрешали водиться. Первое, что потрясает, когда берёшь эту книгу в руки, это её название. Сразу в голове возникают грустные и страшные картинки непростого детства маленькой девочки. Вторым "удивлением" становится сама героиня - Девочка. Книга написана от её имени, но имени как такового она не имеет, что сразу наводит на мысль о некоей усреднённости и типичности героини. А это грустно, потому что жизнь её безрадостна и печальна, несмотря на видимое благополучие - Девочка живёт в обычной семье с обычным достатком, учится в школе, здорова и внешне ничем особенным из коллектива не выделяется. Кроме непосредственности, бурного воображения и искренности, то есть, качеств, которые вызывают раздражение и неприятие у всех окружающих её взрослых людей. Ведь мир взрослых уже установил определённые правила жизни, мыслей и поведения, в который Девочка, увы, не вписывается. Причём героиня никак не может понять, почему. Вот, например, детям на уроке объявляют, что умерла их директриса. Учительница твёрдо знает: дети должны молча сделать скорбные лица - так принято, таковы правила. Но Девочка встаёт и спрашивает, что произошло, отчего человек умер, и ... тут же подвергается обструкции: учительница в ужасе, одноклассники сторонятся её, а в завершении всего ей запрещают пойти вместе с классом на похороны. Когда же она приходит домой и рассказывает матери, что умерла директриса, та задаёт ровно тот же самый вопрос: отчего она умерла, что случилось? Ребёнок остаётся в недоумении: что она сделала не так, ведь она вела себя так же, как мама? На протяжении всей книги ей предстоит понимать, насколько жесток и несправедлив этот мир взрослых даже к детям, с какой непримиримостью взрослые убивают в ребёнке фантазию, любознательность, искренность, - просто потому, что им "неудобны" такие дети.
    Прочитав книгу до конца, поневоле задумываешься, а для кого она, собственно, написана? Вроде бы, книга считается произведением детской литературы, но, пожалуй, ей стоит внимательно прочесть взрослым. Думаю, они очень удивятся, а может быть. и задумаются, всегда ли они бывают правы в отношениях с детьми? И бывают ли они вообще когда-нибудь правы?

 
 Жаклин Уилсон
    Честно говоря, мысли о "недетскости" сегодняшней детской литературы меня впервые посетили, когда в нашей библиотеке появились книги английской писательницы Жаклин Уилсон. Причём, читать их я взялась после весьма примечательной беседы с двумя старшеклассницами, которые стояли у кафедры с книгами Уилсон в руках. Питая здоровое любопытство к книгам, которые нравятся нашим подросткам, я спросила девчонок, нравится ли им эта писательница и чем именно. Вкратце в ответ я услышала примерно следующее: "дурацкие "любимые книги девочек" уже надоели, слёзы про "первую школьную любовь" достали, хотелось почитать "просто про жизнь", вот попались эти книжки, мы просто обалдели, теперь ищем всё, что она написала; мы всегда думали, что на Западе все наши сверстники живут, как в сериале "Друзья", даже представить не могли, что там тоже есть бедные и безработные, и школы хуже наших ещё; в своих книгах Жаклин Уилсон пишет настоящую правду". Услыхав эту тираду, я немедленно взяла сначала две книги, потом прочла все остальные, какие были в нашем фонде. Ну, что вам сказать... Очень впечатлило. Эта женщина действительно умеет общаться с детьми и совершенно не боится говорить им правду. Правду о том, что далеко не все родители любят своих детей, о том, что далеко не все родители способны нормально воспитать ребёнка, о том, что зачастую дети бывают гораздо взрослее, мудрее и ответственнее своих родителей. Судите сами...

Ж.Уилсон Разрисованная мама. На мой взгляд, одна из самых тяжёлых в нравственно-этическом отношении книг писательницы. Рассказывает она о нерадостной жизни мамы Мэриголд и двух её дочек - Стар и Долфин (Звезда и Дельфин). Мэриголд - милое, доброе и жизнерадостное  существо, полное фантазий и самых неожиданных идей. У неё есть хобби - татуировки; они украшают почти всё её тело, но она всегда умудряется найти место для новой. Ещё одно хобби мамы Мэриголд - путешествия по барам Лондона, в которые она может отправляться дня на три, закрыв девочек в квартире. Мама очень любит играть и гулять с девочками, пока они ей не надоедают. Папы у Стар и Долфин разные, но ни одного из них они никогда не видели. Маленькая Долфин пока ещё очень любит маму за красоту и весёлый нрав, а подросток Стар уже начинает понимать, что Мэриголд вообще не годится в матери никому. Вот так они и живут. До тех пор, пока не происходит чудо - сначала появляется отец Стар и, придя в восторг от почти взрослой умницы дочки, забирает её с собой - в счастливую и обеспеченную жизнь. Он готов забрать и Долфин, но та предпочитает остаться с матерью. Когда же с Мэриголд происходит катастрофа (она попадает в психиатрическую клинику), находится и отец Долфин, тоже готовый принять дочь в свою семью. И вот тут-то девчонки находят в себе мужество и милосердие сказать "нет". Именно они оказываются взрослыми и ответственными людьми, понимая, что должны заботиться о маме и не покидать её, несмотря ни на что.
   В этой повести я впервые столкнулась с настойчиво проводимой мыслью Ж. Уилсон об ответственности не только родителей за детей, но и детей за родителей, и именно она произвела меня большое впечатление Мысль, на мой взгляд, спорная, но не лишённая некоторой харитативной логики. Эта идея обозначена и в многих других книгах данного автора, в чём вы ещё убедитесь.

Ж. Уилсон Девочка-находка. Героиню повести зовут Эйприл, ей исполняется 14 лет.  Имя ей дали не просто так, - 1 апреля её, только что появившуюся на свет, нашли в мусорном бачке. И с тех пор жизнь Эйприл напоминала бег по замкнутому кругу: приют - приёмная семья - приют - опекуны - приют - приёмная мать - приют... Но маленькая Эйприл никогда не осуждала свою мать. Напротив, все эти годы она сочиняла для неё оправдательные истории. Страшно читать, как ребёнок лихорадочно, истово ищет оправдания для мамы, швырнувшей свою новорождённую дочку в мусорный бак...
    В день своего 14-летия Эйприл решает совершить обратный путь, раскрутить свою жизнь назад - пройти по всем приютам и всем семьям, в которых она жила, и закончить путешествие у того самого мусорного бака. Она уверена - там мама должна что-то оставить для неё... Но встречи с разными людьми, когда-то промелькнувшими в её жизни, заставляют Эйприл изменить свои взгляды. Ещё смутно, но она начинает догадываться, что не бывает таких обстоятельств, при которых можно бросить ребёнка. Её убеждение в этом укрепляется, когда она встречается с бывшей приютской воровкой Джиной. Когда-то Джина опекала в приюте маленькую Эйприл, не давала её в обиду никому. Но взамен требовала помощи в обворовывании магазинов. Ничего хорошего Эйприл от этой встречи поначалу не ждёт, но всё же идёт к старой приятельнице. И находит бывшую воровку совершенно другим человеком. Джина стала социальным работником, прекрасным человеком и заботливой матерью. Вот тогда-то в голову Эйприл и закрадывается мысль: хорошей мамой можно быть всегда, главное - хотеть этого. Но её мама не захотела. Только и всего.
    Как всегда в книгах Ж.Уилсон, здесь также происходит чудо. Добравшись всё-таки до мусорного бака, Эйприл видит на нём надпись: "Эйприл, позвони мне!" и номер телефона... Но Уилсон не была бы Уилсон, если бы сотворила рождественскую сказку. Мама не ищет Эйприл, это совсем другой человек...

 Ж. Уилсон Лола Роза. Сюжет книги - пример того, как самовнушение помогает становлению личности. Эта героиня Уилсон - девочка Дженни - существо слабое и нерешительное. У неё есть папа - сильно пьющий, безалаберный и довольно жестокий заштатный рок-музыкант. Есть мама - бестолковая и беспомощная, непонятно зачем обременившая себя двумя детьми. Есть маленький брат - капризный, иногда бывающий милым, в общем, как все младшие братья. Мама Дженни неожиданно выигрывает в лотерею довольно крупную сумму и решается на первый в жизни толковый поступок - сбегает с детьми от мужа-садиста в Лондон. Но поскольку к самостоятельной жизни она совершенно не способна, всё валится у неё из рук: деньги утекают сквозь пальцы на всяческую ненужную ерунду, дети оказываются предоставленными сами себе. И тогда Дженни начинает играть сама с собой: она представляет, что тихой и робкой Дженни больше нет, а есть гордая, красивая, сильная и удачливая Лола Роза, которой всё удаётся. Главное - это помнить, что её зовут Лола Роза, и всё получится!
      И у неё действительно всё начинает получаться: она сама находит школу для себя, успешно заботится о брате, берёт в свои руки деньги, заставляет мать пойти работать. Жизнь потихоньку начинает налаживаться, а мать смотрит на Лолу Розу как на главу семьи. Но для Лолы Розы судьба уже приготовила новый экзамен - мама попадает в больницу со страшным диагнозом - рак. Дженни сдаётся, а Лола Роза решает обмануть жизнь. Девочка до обморока боится акул, поэтому она приходит в аквариум и загадывает: если ей удастся простоять, глядя на плавающую акулу, 10 минут, - мама выздоровеет. Дженни давно бы потеряла сознание от ужаса, но Лола Роза приказывает себе стоять - и стоит положенное время. Видимо, это производит на судьбу сильное впечатление - мама действительно выздоравливает.
     Я изложила только основную линию книги, но в ней множество весьма интересных и поучительных моментов, которые в какой-то степени изменили мои представления о современных подростках. Теперь я думаю, что они не так глупы, циничны и душевно ленивы, как мне казалось...

Ж.Уилсон Дневник Трейси Бикер. Главная проблема этой повести – отношения детей и родителей, нравственный выбор, который необходимо сделать в очень непростой ситуации.
    Именно в такой ситуации оказывается героиня повести - Трейси. Девочка растёт в детском доме, но она не сирота, где-то у неё есть мать. Однажды Трейси встречает удивительного человека – писательницу Кэм Лоусон. Они становятся друзьями, привязываются друг к другу, и Кэм принимает непростое для себя решение – удочерить девочку. Трейси соглашается лишь недолго пожить в доме Кэм, она ещё верит в то, что однажды появится её мама и заберёт к себе. Именно благодаря Кэм Трейси начинает задумываться об отношениях детей и родителей. Она выросла в детском доме и знает, что зачастую взрослые «перестают любить своих детей» и бросают их. А Кэм рассказывает ей, что терпеть не может своё имя Камилла только потому, что так звала её мама, которую она не любила. Но может ли ребёнок не любить мать?
      Получить ответ на этот вопрос ей помогает очередное чудо автора. Внезапно появляется мать Трейси – молодая и красивая женщина по имени Карли. Девочка в восторге – ведь именно о такой маме она всегда мечтала! Она уверена, что теперь её жизнь станет сказкой – мама купит ей всё, чего она хочет, и они всегда будут вместе. И Трейси уходит от Кэм к матери.
      Но надежды девочки на счастливую и спокойную жизнь с мамой рушатся очень быстро. Карли хотела жить с дочерью, но оказалась совершенно не готова к этому. Ведь её мир – это ночные клубы, бары, прогулки с друзьями, да и средств на дочь ей не хватает. Скоро она начинает откровенно тяготиться Трейси, обманывать её, пренебрегать интересами дочери. И девочка уходит от матери. Она скитается по городу с компанией мальчишек, но в конце концов понимает, что так продолжаться не может. Она должна сделать выбор и решить, куда ей вернуться – в приют, к маме, или …? В приюте – плохо, маме она не нужна. Трейси возвращается домой – к не очень ласковой, но справедливой и отзывчивой Кэм, к единственному человеку на свете, которому нужна она, Трейси.
 
Ж. Уилсон Бриллиантовые девочки Пожалуй, ни в одной из книг Ж.Уилсон так не прослеживается мотив семейной привязанности, ответственности за близких, как в этой повести.
     На первый взгляд, в семье Бриллиантов нет ни мира, ни дружбы. Четыре сестры – очень разные девочки – постоянно ссорятся и категорически отказываются считаться с интересами друг друга. Но главным виновником своих бед Мартина, Рошель, Джуд и Дикси считают свою маму Сью. Это она не сумела удержать ни одного из их отцов, она поддалась на уговоры социальной службы переехать в самый ужасный квартал Лондона в полуразрушенный дом с протекающей крышей, она не способна обеспечить дочек приличной одеждой и заплатить за престижную школу, она собирается вскоре родить пятого, никому не нужного, ребёнка.
     Но по мере развития событий в повести становится ясно, что сёстры искренне привязаны друг к другу и к матери. Сорви-голова Джуд защищает сестёр от окрестных мальчишек, Мартина, уже готовая покинуть семью, возвращается помочь матери.
     Самая младшая из девочек - Дикси – приходит к пониманию семейной привязанности через очень тяжёлое испытание. Она подружилась со своей соседкой-ровесницей Мэри. Сравнивая чистый и красивый дом Мэри и свой, Дикси поначалу завидует подруге. Но, познакомившись с матерью девочки, Дикси начинает понимать, что жить с её взбалмошной, легкомысленной, беспомощной, но доброй и ласковой мамой Сью намного лучше, чем с педантичной, аккуратной, но при этом жестокой мамой подруги. Дикси окончательно утверждается в этой мысли, когда Мэри, не выдержав издевательств матери, выбрасывается из окна. Дикси, случайно оказавшись в это время у дома подруги, спасает её. Это событие ещё сильнее сплачивает семью Бриллиантов, заставляет их по-новому посмотреть друг на друга. Да, они бедны, у них много проблем, но сестёр и их мать связывают искренняя любовь и привязанность. Им уже не страшны ни пятый ребёнок, ни неожиданная беременность шестнадцатилетней Мартины, ни неустроенность жизни. Они сильны, потому что они – вместе, они – семья.
    В общем, Ж.Уилсон – абсолютно бесстрашный человек в нравственном отношении. Детский писатель, она не только не боится поставить совсем  «недетский вопрос»: «Вправе ли дети не любить и не уважать родителей?», но  и утвердительно отвечает на него. Её героини, поняв, что взрослые – родители или родственники – не могут и не хотят заботиться о них, теряют веру во всемогущество отца и  доброту матери. Они  приходят к мысли, что, кроме них самих, им никто не поможет, учатся справляться с любыми невзгодами самостоятельно, и получается это у них лучше, чем у «умных и сильных» взрослых. А в награду за самоотверженность и мужество Ж.Уилсон каждой из них дарит чудо...

Комментариев нет:

Отправить комментарий